Детектив, Триллер, Ужасы, США, 2007 г.
Режиссер: Даррен Линн Босман
Сценарий: Маркус Данстэн
В ролях: Тобин Белл, Чарли Клаузер, Скотт Пэттерсон
Многочисленные разговоры о том, что сценаристы «Пилы» исписались и четвёртая часть будет высосана из пальца не нашли подтверждения на деле. «Пила 4» снята на уровне первых двух серий, а то, что она лучше, чем третья, не вызывает никаких сомнений.
Фильм начинается шокирующей, но мало пугающей и мерзкой сценой. Погибшему в третьей части Пиле врачи делают вскрытие – снимают кожу с головы, распиливают черепную коробку и лапают его мозг, потом хирурги разрезают туловище убитого и роются в кишках, вытаскивают желудок и... Всё-таки Пила не перестаёт удивлять всех своим могучим умом и расчётливостью. Врачи находят в его пищеварительном органе аудиокассету! Пила решил сыграть ещё в одну игру, которую он, увы, не сможет увидеть.
Начало выглядит оригинально, но оно не вписывается в общий стиль «Пилы». Первая сцена скорее напоминает обычный третьесортный ужастик, не имеющий сильного сюжета, и пытающийся «выехать» на андеграундных съёмках. Невольно в голову закрадывается мысль: «Неужели сценаристы действительно уже не могут придумать ничего интересного?», но последующие события развеивают все сомнения.
Сюжетная линия вопреки скептицизму напряжена и интересна. Даже после увиденных первых трёх частей всё равно не перестаёшь удивляться некоторым ходам. Присутствуют «фирменные» моменты, внушающие настоящий ужас и страх. Не тот страх, или если точнее испуг, который вызывают различные хорреры, с участием всяких зомби, привидений, монстров и прочих уродливых созданий, а настоящий звериный страх. Наблюдать за человеком, попавшим внезапно для себя в западню, выйти из которой, можно только испытав нешуточные физические страдания, очень страшно, особенно если представить себя на его месте.
Всё это было и в прошлых частях, но кое-чем четвёртая часть отличается от других. Она имеет законченную идею. В предыдущих фильмах были лишь намёки на неё, никогда она не была так хорошо оформлена. Есть в этой картине и мораль, как бы это странно не звучало. «Пилу 4» можно сравнить с «Молчанием ягнят». Оба фильма задают одинаковый вопрос: «Кто же он, маньяк и убийца или гениальный человек, понявший истину жизни, и пытающийся донести её до других?». Если в фильме о Ганнибале, ответ расплывчат и далеко не ясен, то в «Пиле 4» ответ однозначен, только мало кто осмелится его озвучить, слишком уж инородно для современного общества он прозвучит.
Любите кино и... «цените свою жизнь».