Мертве́ц (англ. Dead Man) — фильм Джима Джармуша (1995), повествующий о мистическом пути скромного бухгалтера Уильяма Блейка, ведомого индейцем Никто. Одна из самых известных работ американского независимого кино.
В ролях
* Джонни Депп — William Blake
* Криспин Гловер — Train Fireman (кочегар)
* Роберт Митчум — John Dickinson (владелец металлодобывающей шахты)
* Мили Авитал — Thel Russell (девушка делавшая розы из бумаги)
* Гэбриэл Бирн — Charlie Dickinson (сын Джона Дикинсона)
* Лэнс Хенриксен — Cole Wilson (молчаливый охотник за головами — каннибал)
* Майкл Уинкотт — Conway Twill (болтливый охотник за головами)
* Юджин Берд — Johnny «The Kid» Pickett (Младший из охотников за головами)
* Гари Фармер — Nobody
* Игги Поп — Salvatore «Sally» Jenko (второй кочевник — повар, проповедник)
* Билли Боб Торнтон — Big George Drakoulious (старший кочевник)
* Джаред Харрис — Benmont Tench (третий кочевник, с британским акцентом)
* Майк Доусон — Старик с плакатами «Разыскивается»
* Марк Бринглсон — Lee (Младший шериф)
* Джимми Рэй Уикс — Marvin (Старший шериф)
* Мишель Траш — девушка Nobody
* Альфред Молина — Миссионер с торгового поста
Сюжет
После смерти родителей Уильям Блейк на последние деньги приезжает из Кливленда в Город Машины, надеясь получить место бухгалтера. Однако он узнает, что опоздал, на его место приняли другого человека. В отчаянии Уильям Блейк заходит в местный бар, где знакомится с бывшей проституткой, а ныне продавщицей бумажных цветов Телл и ночует у неё. Внезапно к ней приходит бывший жених и устраивает разборку, в ходе которой Блейк получает ранение в сердце, а Телл вместе со своим женихом гибнут. В смерти Телл и «её жениха» — сына мистера Дикенсона (хозяина Города Машины) винят Уильяма Блейка.
Раненый Блейк ищет спасения в близлежащем лесу. Там его находит Никто — индеец-отшельник, изгой своего племени. Он принимает смертельно раненого бухгалтера за воплощение английского поэта Уильяма Блейка и решает помочь ему с честью отправится в мир духов.
В погоню за Блейком посланы наемные головорезы и профессиональные следопыты. Но опытные убийцы оказываются бессильны перед когда-то беспомощным бухгалтером: нельзя убить того, кто уже мертв…
Кинематографический стиль
Фильм чёрно-белый, с медитативной музыкой Нила Янга. Фильм-притча, иносказательный и мистический. При этом фактически в фильме присутствуют все элементы классического вестерна. Особое внимание сценаристы уделили диалогам. Многие фразы расхватаны поклонниками творчества Джима Джармуша на цитаты. Операторская работа по праву считается одной из лучшей в истории кинематографии
Реакция
С кино релиза, фильм «Dead Man», заработал $1 миллион с бюджетом ленты в $9 миллионов. Это самый дорогой фильм Джармуша.
Критики по-разному оценили этот фильм. Roger Ebert дал фильму полторы звезды (из четырех максимальных), прокомментировав это так: «Джим Джармуш пытался что-то выяснить, но что именно я так и не понял». Desson Howe и Rita Kempley написали статью для Washington Post, с очень негативными комментариями. Greil Marcus в свою очередь, озаглавил свою рецензию к фильму так: «Мертвец Вновь: Здесь находится 10 фактов доказывающие что »Dead Man" является лучшим фильмом конца 20-го века". Кинокритик Jonathan Rosenbaum дал фильму звание — «Acid Western» и сказал: «этот фильм также восхитителен и также важен как и все новые фильмы 90х годов, которые я видел». Также он написал книгу о фильме «Dead Man» (ISBN 0-85170-806-4), изданную British Film Institute.
Фильм получил 71 % 'Fresh' по рейтингу сайта Rotten Tomatoes.
Интересные факты
* Часть съемок Джармуш оплачивал из личных средств.
* Индейская деревня, в которую Никто привозит Блейка, построена специально для съемок, но с полным историческим соответствием.
Цитаты
* — Ты Уильям Блейк?
— Да… Вы читали мои стихи?
* У тебя есть табак?
* — А кто такие филистимляне?
— О, это такие гадкие люди.
* Некоторые рождены для бесконечной ночи.
* Ты убил человека, который убил тебя?
* Орёл больше всего теряет времени, когда ему приходится учиться у вороны.
* Кто рождается на свет, лишь для горестей и бед.
Кто рождается на вечность, лишь для радости беспечной.
Кто — для радости беспечной, кто — для ночи бесконечной…
* Вставай, надевай свой плащ и пошли по костям мертвых.
Вот это я называю настоящим кино.... А не всякие там "Терминаторы" и "Гарри Поттеры"... (((