Эру Илуватар (Eru Iluvatar)
Эру - эльфийское имя Бога, Создателя, слово из языка валарин, что переводится английским словом "the One", дословно означающим: "Единый", "Единственный", "Тот самый". Имя "Эру" использовалось в более торжественных случаях, а обычно на квенья употребляли имя "Илуватар", "Всеотец" (от ilu've, "всё, вселенная" и atar, "отец"). Согласно рассказу о Музыке Айнур, процесс сотворения мира и дальнейший ход его истории можно подразделить на пять стадий:
1. Эру сотворил айнур (создания, подобные ангелам христианской традиции), прежде чем было сотворено что-либо ещё.
2. Эру передал (сообщил) всем айнур замысел.
3. Айнур, как инструменты Эру, Единого исполнили Музыку (некоторые - по замыслу Эру, а некоторые - как Мелькор, восставший, пытаясь изменить замысел или противостоять ему). Музыка - "репетиция" сотворения мира. Айнур же выступают как "вторичные творцы" мира, каждый по-своему, в зависимости от своих возможностей. "Они согласно своим способностям истолковывали и завершали в подробностях Замысел, предложенный им Единым". Мелькор же не детализировал замысел, а начал его менять: "в самую первую интерпретацию, в обширную Музыку Айнур, Мелькор ввел изменения, а не трактовки помыслов Единого, и возник великий диссонанс".
4. Эру открыл перед айнур "видение" ещё не сотворённого мира, показав им будущее воплощение их Музыки, однако видение было не полным и показывало не всю историю мира.
5. Эру сказал "Эа", что означает "Да будет!" или "Так есть!", после чего мир (который также называется Эа) получил бытие и началось его существование во времени, которое продолжается до сих пор. Многие айнур вошли в мир и начали придавать земле (Арде) форму, сооружая и обустраивая будущее жилище для людей и эльфов.
Говорится также о "Негасимом пламени", которое обозначает "Творческую Деятельность Эру (в некотором смысле отдельную от Него или независимую внутри Него), которая может давать вещам "реальное" и независимое (хотя вторичное и тварное) существование. Эру посылает Негасимый Пламень в сердце мира, и мир начинает Быть, на том же уровне бытия, что и Айнур, так что они могут войти в него".
На всех пяти стадиях Эру свободен и волен вносить любые изменения. Так, во время самой Музыки (после того, как Мелькор начал вносить разлад) Единый начал две новые темы, которых не было в первоначальном замысле, сообщённом айнур. Также Эру свободен и на последней стадии, когда история мира уже развёртывается, может создавать новые, непредвиденные вещи (=чудеса) (хотя они никогда не бывают абсолютно чуждыми миру, а органично вписываются в него). Так, среди случаев вмешательства перста Божьего названа история Берена и Лютиэн, а также низвержение Нуменора. Также среди известных случаев непосредственного участия Единого в событиях мира можно назвать историю сотворения гномов и возвращение Гэндальфа к жизни после боя с балрогом. Тем не менее, в общем и целом можно сказать, что мир был "сделан" посредством айнур, хотя их творчество аналогично творчеству людей, и дарование их творениям подлинного бытия - дело Единого. Однако дополнения Эру не "чужды" Эа - они соответствуют природе и сущности Эа и живущих в ней; они могут расширять прошлое и обогащать его смысл и цель, но, тем не менее, они не уничтожают, а включают его.
В описанные Толкином времена Эру не имеет физического воплощения в Арде и, как автор Действия, остаётся вне него, хотя каждая малость в мире в каждое мгновение существует лишь благодаря замыслу и желанию Единого (в эльфийской культуре существует понятие "Ойэнкармэ Эруо" (Вечнотворение Единого), понятие, которое можно передать как "Божье управление Действом").
Королём всей Арды, наместником Эру, назначен Манвэ - один из айнур, принимавших участие в Музыке, из числа самых могущественных (иногда также наместниками Эру называют всех Валар вместе, а не только Верховного короля, Манвэ). Он единственный, кто может напрямую говорить с Эру (хотя Эру всегда может обратиться к любому из своих творений и это послание нельзя не услышать). Пенголод цитирует мнение, что Манвэ, единственному, даже дано в какой-то мере понимать и осознавать Эру, но сам считает более вероятным, что Манвэ не более чем самый близкий к Эру из айнур, кому Единый ответит скорее, чем кому-либо другому.
Мелькор, могущественнейший из айнур (по другой версии - один из двух могущественнейших наряду с Манвэ), обладавший мощью большей, чем у кого-либо, кроме Эру, восстал против Единого и пожелал власти над всем миром.
Мелькор ненавидел Эру. Его подручный, Саурон, который продолжал оставаться в мире после поражения Мелькора (Моргота), также был из айнур, однако, как предполагают, думал (во времена после падения Нуменора), что после "неудачи" Валар (включая в их число Мелькора), Единый оставил мир (во всяком случае Арду) и более им не интересуется.
Квенийское слово "аксан" (axan), "закон, правило, заповедь" (т.е. речь идет о моральном законе), происходит от слова из языка валарин, означающего "Он сказал" (имеется в виду Эру). Так, Валар были связаны такими законами (аксани), тогда как Мелькор их отбросил.
Детьми Эру (эрухини) или детьми Бога называют людей и эльфов. В их сотворении айнур не принимали участия и заранее знали только то, что дети Единого появятся в мире в назначенное время. По учению эльфов, Единый требует от эрухини двух вещей: веры в Бога и проистекающих отсюда упования и надежды на Эру (это упование эльфы называли "эстель").
О существовании Эру эльфы (эльдар) узнали от Валар. У нолдор (и, вероятно, у всех эльфов-эльдар) не было никаких религиозных обрядов, поскольку поклонение и восхваление Эру было "в руках Валар, на горе Таникветиль". Имя Эру звучало на свадьбах эльфов (эльдар), в остальное же время эльдар его употребляли редко.
По некоторым упоминаниям, люди (эдайн) знали о существовании Эру и даже называли аналогичным по смыслу именем ещё до прихода в Белерианд (по легенде, Голос Единого говорил с людьми на заре их истории, по другой версии - Единый говорил с людьми через некоего посланца). Люди изначально смертны, в этом состоит дар Илуватара людям - уходить из мира, за пределы времени (в отличие от эльфов, которые привязаны к Арде - по крайней мере до тех пор, пока она существует).
Эльфы в целом остались "непадшим" народом, хотя каждый эльф по отдельности мог пасть (в отдельных случаях даже восстать против попечения Валар). Однако, ни один эльф никогда по доброй воле не служил Мелькору и не отрицал существование и верховную власть Эру. Люди же пали в начале своей истории, предположительно, совершив нечто наподобие упомянутого. У людей сохранилась легенда (так называемый "Рассказ Аданели"), в которой говорится о том, как к людям явился некто высокий, прекрасный обликом, (вероятно, Мелькор) и соблазнил их на служение себе и отрицание Единого (которого они знали в виде Голоса). Тогда людей постигла кара Единого, их жизни стали короче и сама земля, звери и птицы ополчились против них.
Нуменорцы большую часть своей истории почитали Единого, обращались к Эру, возносили Ему хвалу и благодарили Его на священной горе Менельтарме (на которой имел право говорить только король и только во время этих трех празднеств) в подражание Валар на священной горе Таникветиль, однако храмов Эру у них не было. В Гондоре сохранился, видимо, подобный обычай со святилищем на горе Миндоллуин, но бывал там только король (возможно, также наместники Гондора) и затем этот обычай был забыт, так что к концу Третьей эпохи у нуменорцов не было ни богослужений Эру, ни святилищ. Они не возносили молитв с просьбами, но в какой-то мере сохранили обычай благодарения Эру.
Таким образом, мир Толкина - это "монотеистический мир "естественной теологии", мир, "в котором все предметы, существа и стихии, что могли бы показаться достойными поклонения, поклонению не
подлежат, в том числе и боги (Валар), будучи не более чем созданиями Единого. А Он - бесконечно далек". Историческая атмосфера этого мира подразумевает отсутствие "церквей и храмов, а также и
религиозных обрядов и церемоний". Народы, жившие в описанные Толкином эпохи, пребывают "в таком мифическом состоянии, где Зло по большей части воплощено и где физическое сопротивление Злу есть величайшее деяние верности Господу", и потому сосредотачиваются "на отрицании, на противлении лживому, в то время как "истина" остается понятием скорее философским и историческим, нежели религиозным". "Такой вариант "истины по умолчанию" был характерен для Запада и всей области под нуменорским влиянием": отличительной чертой "благих народов" становится "отказ поклоняться какому бы то ни было "творению" и превыше всего - "темному властелину" или сатанинскому демону, Саурону или любому другому". Напротив же, наличие храмов и культов практически во всех известных нам случаях говорит о "падении": Храм Моргота в Нуменоре, "темные культы" на Востоке, и т.д.
Фэар (души) и хроар (тела) людей и эльфов происходят от Эру "на разном уровне": мир, материю, Эру сотворил "руками Валар", тогда как все фэар Единый создает непосредственно и "посылает" их в Эа. Только Творец может давать независимую жизнь своим созданиям, остальные могут лишь "рассредотачивать" собственную жизнь и передавать её своим творениям. Аулэ, из нетерпения, когда дети Единого ещё не появились в Арде, попытался создать себе детей (учеников), но смог создать лишь марионетки, покорные его воле. Он хотел уничтожить их, но Илуватар проявил жалость и даровал им самостоятельную жизнь (так появились гномы). Мелькор же, изуродовав детей Единого, сделал из них орков (по другой версии, орки - марионетки Мелькора). Это - самое ненавистное Илуватару деяние.
Толкин писал, что Эру "дал особые права на 'вторичное творчество' определённым высшим созданиям: то есть гарантировал, что придуманное и сделанное ими обретёт реальность сотворённого мира. Конечно же, были определённые рамки и, конечно же, существовали повеления и запреты. Но, даже в случае их 'падения' (как у дьявола, Моргота), если они начинали создавать что-то 'для себя, чтобы повелевать им', всё равно сделанное обретало 'бытие'. Так было бы даже если Моргот нарушил бы высочайший запрет на создание других 'разумных' существ наподобие людей и эльфов <...> Но могут ли у таких созданий быть 'души' или 'духи' - это другой вопрос. Поскольку в моём (во всяком случае) мифе я не помышлял о создании духов или душ (созданий того же уровня, что и Валар, если не той же силы), то описал по крайней мере орков, как существовашие ранее создания, к которым Тёмный Властелин применил всю свою силу".
Толкин считал, что описанная им "теология" близка к христианской (которую полагал истинной), хотя его "миф" иногда отличается "внешне" от христианского.
Однако Третья эпоха (и более ранние) - не христианский мир, Эру остаётся безмерно удалён от мира, хотя Финрод и высказывает некоторые предположения, возможно, предугадывая в какой-то мере будущее воплощение Эру в человеке.
Однако Третья эпоха (и более ранние) - это дохристианский мир (т.е. мир до Пришествия). Эру "бесконечно далек", хотя Финрод, услышав от Андрет про "древнюю надежду", с незапамятных лет хранящуюся среди людей – что Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала и до конца, и высказывает некоторые предположения, возможно, предугадывая в какой-то мере будущее воплощение Эру в человеке.